+7--8-800-500-19268-800-500-1926
Горячая линия
Главная > Новости > Природа, искусство, STIHL. Большое интервью со скульптором Константином Евдокимовым.

Природа, искусство, STIHL. Большое интервью со скульптором Константином Евдокимовым.

Константин Евдокимов со скульптурой STIHLКонстантин Евдокимов – скульптор из Екатеринбурга, многократный участник и призер российских, международных конкурсов и фестивалей. Более 15 лет Константин создает завораживающие шедевры изо льда, снега, дерева и других материалов, а инструменты STIHL являются одними из главных помощников художника. Мы встретились с Константином в преддверии череды новых фестивалей и поговорили о его работах, разнообразии материалов и техник, современном искусстве, а также о том, почему бренд STIHL завоевал доверие мастера.

Константин, Вы работаете с разными материалами, такими как дерево, лед, снег, песок, сено. И даже с арматурой и пенопластом. Расскажите о работе со столь разными материалами. С чем Вам работать сложнее и с чем интереснее?

Все материалы разные, и мне сложно говорить, что мне нравится больше, а что меньше. Мне все интересно именно в том плане, что это все разное. Всегда интересно что-то новое находить. Наверное, чаще работаю со льдом. Лед ближе, потому что с него начинал, и он как-то больше в душе пригретый. Другие материалы, в силу того, что меньше с ними работаю, они такие… Но все интересные! Все разные и все интересные.

Скорость работы зависит от материала?

Конечно. Вообще, например, лед или снег – это уникальный материал для скульптуры, потому что ты можешь огромные вещи создавать за короткий срок. То, что ты не сделаешь из бронзы, из камня, из дерева даже. Здесь ты за минимальное время можешь сделать такие большие вещи.

Фестиваль ледяных скульптур

Фестиваль по песчаной скульптуре в ГерманииФигуры из песка, наверное, одни из самых масштабных. Как вообще работать с таким объемом?

Ну как… Лопатой! (смеется). Есть определенная подготовительная работа. То есть ты вычерчиваешь эскиз, предполагая, где что будет. В процессе, конечно, все это немного меняется, но в целом, если ты подготовишься, никаких проблем не будет. Да, песок сложный, потому что ты не можешь взять сразу же какой-то один большой объем, от него отрубить лишнее и потихонечку детализировать. Ты всегда идешь сверху вниз в песке. И ты должен понимать, что дальше, например, вот здесь пойдет рука, здесь – палец, здесь – какой-то объем. Все вниз, вниз, вниз. Как 3D принтер работаешь.

Кстати, сколько обычно этот объем песка? Какое-то определенное количество?

Это от проекта зависит. Если это Европа – на проекте есть артистик лидер (это как арт-директор), у которого в голове концепция всего этого пространства. Есть какая-то тематика, морская, например, и вот здесь мы начинаем делать корабль, дальше осьминог огромный, дальше – герои фильмов. Каждый скульптор берет себе отдельный объем и в зависимости от того, что он будет делать, забиваются заранее опалубки. В Германии, например, у меня была первая композиция при входе. Шесть метров длиной и два с половиной высотой. Часть церкви, дверь, на которую Мартин Лютер прибивает бумагу. А напротив меня ребята вдвоем делали Пиратов карибского моря. Там 10-и метровая скульптура – осьминог, пожирающий корабль, дальше – Джек Воробей, и все так накручено-наверчено. Это абсолютно разные композиции. И в зависимости от того, что нужно сделать, такой объем песка и забивается. В прошлом году, например, в Германии поставили мировой рекорд – сделали самый высокий замок из песка в мире. Высота около 17 метров. Такая масштабная штука получилась, конечно, не с первого раза.  

Резка ледовых скульптур аккумуляторной пилой STIHL

Скульптуры из снегаИзначально Вы работали со льдом и снегом. Как стал расширяться спектр материалов?

Лед и снег – это базовые материалы, с которых, наверное, все и начинают в России. Расширялось как-то само: что делать летом, когда нет льда? Приходилось использовать песок, арматуру гнуть.

Техники где-то заимствуются Вами или что-то из этого, например, сено или арматура – это Ваши идеи?

Нет, сено — это не моя идея. Вообще в альпийской Европе очень популярны эти скульптуры из сена. Такой национальный колорит. Первый раз я поехал во Францию на фестиваль, ничего не зная об этом абсолютно, что и как делается. Взял с собой только болгарку и шуруповерт. Смотрел, как французы начинают, что делают и в принципе стало понятно: каркас деревянный, сверху арматура и с сеткой это сено. Ну и так научился делать.

Скульптуры из сена на Урале

Какие инструменты Вы обычно используете при создании скульптур?

Смотря каких. Для всех материалов разные инструменты. Для сена минимальный набор: молоток, пила, шуруповерт. Есть особенности, например – приспособление для скручивания проволоки. Также ножницы по металлу. Что касается льда, там, конечно, более специфичный инструмент. С одной стороны, специфичный, с другой – он может быть абсолютно обыкновенным, типа утюга. Но утюг — это скорее сопутствующий инструмент. Главный, конечно, пила. Электро или бензо. Специальные стамески по льду. Раньше, да и сейчас, мастера их делают сами для себя. Со временем в Америке их стали производить и продавать на весь мир. Суть такая же, как по дереву, но другая заточка, другие требования к металлу, разные формы. Также используются зубатки, которые колят лед, различные маленькие пилочки для дерева, для создания фактуры. Для песка – лопата основной инструмент. Мастихин используется, ну и все, что под руку попадется, типа ложки или вилки. 

Где Вы научились так владеть пилами?

Нет каких-то специальных школ, если, конечно, это не Лесотехнический университет. В году 2001-м я первый раз поехал в Пермь строить ледяной городок. Нас было восемь человек, и у нас был бригадир, который уже и на Аляске побывал, и лед порезал. От него уже все и узнавали: как цепь затачивать, как менять. Постепенно на фестивалях, на проектах обрастаешь опытом. «Где этому учат?» – это очень частый вопрос, особенно когда режешь на улице. Вот тут и учишься. Где еще учиться.

Константин Евдокимов и STIHL на соревнованиях Лесоруб 2018

Почему Вы отдаете свое предпочтение марке STIHL?

А я других не знаю! (смеется). В самом начале пользовался другими электрическими пилами, но потом как-то на STIHL переключился и все. И я не лукавлю!

STIHL MSA 200 CПолучается, чаще электрикой работаете?

Смотря где. Если это лед и в помещении – конечно электрикой. А если на улице и дерево – бензопилы. Ну и аккумуляторные. Во Франции за 1-е место мне вручили аккумуляторную пилу STIHL MSA 200 C-BQ. И с тех пор я ее везде с собой таскал, пока в Швейцарии у меня не вытащили аккумулятор из нее, и я приехал просто без аккумулятора! Вез в багаже – оказалось, это было не по правилам.

Как происходит процесс создания скульптуры? Вы сами подбираете материал под определенную задачу, например, какой должен быть сорт древесины, или это зависит от того, в каких условиях Вы работаете, принимаете участие в конкурсе или изготавливаете что-то на заказ?

Деревом я не так часто занимаюсь, поэтому, что есть, с тем и работаю. Если это фестиваль, то в регламенте фестиваля оговаривается материал. Ну и в остальном, от материала всегда идешь, а не от того, что я хочу сделать. Ну, если это, конечно, не какие-то творческие процессы. Например, у меня есть какая-то идея, я думаю, в каком материале это будет выглядеть лучше. И тогда да, придумываю.

Касательно дерева: у Вас есть заготовка – грубо скажем, бревно – что дальше?

Заводится пила, начинается резня! Смотришь на дерево, если есть какая-то задумка, эскиз нарисованный – думаешь, как это все закомпоновать, где тебе нужно убрать лишнее, где добавить или может быть нарастить, то есть скомбинировать как-то с дополнительными деревянными частями.  

Вы частый участник и победитель международных фестивалей, расскажите, где Вы успели поучаствовать за последний год?

Германия, Швейцария, Италия, Финляндия, Франция, Россия, Голландия. Это все были разные фестивали.

Скульптуры из сена в ШвейцарииКакое мероприятие впечатлило Вас больше всего?

Если в 2019-м году, то в Швейцарии. У меня появился там хороший друг, он организатор проекта по ленд-арту. Ленд-арт – искусство, связанное с землей, природой. Все, что инсталлируется внутрь природы, не нарушая ее. И ранее мы делали проект из сена – сидящая семья на вершине горы. А в этот раз у меня были абсолютно свободные руки, я мог делать все, что хочу. В небольшом городке Эгль, в центре города стоит башня заброшенная, конструктивистская такая, несоответствующая никак европейскому стилю. И я сделал эскиз, где на ней будут сидеть люди. То есть люди должны сидеть на земле, но они повернуты в другую плоскость и смотрят в небо. Назвал это «Change direction», то есть изменение направления, потому что там связано все с изменением климата, изменениями в мире природы, загрязнениями, вся эта эко-тема. А здесь такая социально-экологическая тема. Мы меняем свой взгляд, меняем свое направление, меняем свое отношение к жизни, к людям. Я взял с собой друга своего, потому что мне одному там было не справиться. И мы из арматуры нагнули этих фигур. Они большие, если бы этот человек встал, он больше 3-х метров был бы. Мы три фигуры сделали, я получил огромное удовольствие, потому что я делал то, что я хочу от начала до конца. Я говорил, какой мне нужен материал, мне все привозили. Все монтировали с вышки. Было очень страшно на вышке стоять и монтировать. Тоже отдельный опыт. Общались с творческими людьми, ездили в Альпы, на другие объекты смотрели, в общем, это было классно, самый такой классный проект.

Скульптуры из арматуры в городе ЭгльСкульптура из арматуры в Швейцарии

Стандартный вопрос творческому человеку – где Вы черпаете вдохновение? Кажется, каждая Ваша скульптура несет за собой и открывает для зрителя свой огромнейший многогранный мир. Откуда у Вас эти образы?

В музыке что-то черпаю – услышу что-то, и идея появляется. Конечно же, смотрю на других художников. Мы у мастеров всегда учимся. Обращаешься в историю, пересматриваешь много литературы и каких-то визуальных образов. Откуда идет? Откуда-то оттуда, из космоса. Я, мои руки – всего лишь инструмент. Я через себя это пропускаю и выдаю как готовый продукт, чтобы другие смотрели и тоже начинали думать в каком-то своем ключе.   

Кажется, что у Вас все получается сразу идеально. Или все-таки бывают моменты, когда приходится корректировать, переделывать какие-то детали?

Получается иногда легче, иногда тяжелее. Но идеально – нет, не получается никогда. Да, по ходу что-то корректируешь, иногда очень мучаешься, иногда некоторые работы бывают такие, что просто уже на грани. И когда заканчиваешь ее – фух! Наконец-то, все.

Скульптуры-тыквы из пенопласта

Вы – создатель международного сообщества скульпторов - «Гильдия Современной Скульптуры». Расскажите, кто входит в это сообщество и чем вообще оно занимается?

Изначально оно было создано, как такой проект, чтобы объединить художников по роду деятельности. Сюда входят все мои друзья, включая европейских. Деятельность направлена на популяризацию современной скульптуры. Чтобы люди ходили на выставки, понимали, что это такое, а не просто «что-то непонятное» или «о, это мы видели». Идея вообще-то возникла, когда я городки ледяные резал. Очень много людей всегда подходит, начинают что-то спрашивать, о литературе разговаривать, о каких-то вещах таких неожиданных. И мне очень захотелось, чтобы эти вопросы нашли какие-то ответы именно в проектах. Я хочу, чтобы в городе было много современной скульптуры. В европейских городах очень много современной скульптуры, которая инсталлирована в городской среде. Люди это всегда видят, это же круто! Хочется, чтобы мы уходили от монументальной скульптуры, чтобы уже делали что-то более интересное. Хочется вот этим заниматься.

Электрические пилы STIHLСкульптура для Вас — это все-таки работа или хобби?

Это тот самый случай, когда это и хобби, и работа. Это хобби, которое приносит деньги. Когда есть такая возможность – это замечательно.

Сколько времени в день обычно у Вас занимает творчество?

Бывают такие периоды, когда нет ни работы, ни каких-то проектов, фестивалей. Но я всегда занимаюсь самообучением, всегда покупаю книги и всегда леплю, рисую, что-то делаю, чтобы не терять навык, а наоборот развиваться. И это очень помогает в творчестве, в работе.

Чем Вы занимаетесь помимо скульптуры? Отдыхаете ли Вы от своей основной деятельности?

Конечно. Спортом занимаюсь, сейчас шахматами увлекся.

Какие у Вас планы на ближайшее и более отдаленное будущее?

Моя давнишняя идея – иметь свою хорошую, полноценную мастерскую, чтобы реализовывать свои творческие проекты. Сейчас, если есть какие-то задачи, арендую мастерскую или что-то делаю с друзьями. И в планах у меня есть хорошая, большая идея – сделать фестиваль по льду и по снегу и фестиваль по песку у нас. Может быть, в ближайшем времени все получится.

Вы могли бы на данный момент выделить какой-то самый главный для Вас проект и почему?

Все разное, все интересное. Даже не знаю. Наверное, тот, о котором я уже сказал – в Швейцарии. Это очень интересное место, и люди, и сама концепция этих объектов. Да и это чистое творчество. Отличный такой рывок для творческого человека – сделать что-то, что не растает или не разрушится как песок, а именно это останется, будет жить больше, чем месяц. И это классно, это интересно.

Вы предпочитаете работать один или в команде?

По-разному. Все зависит от конкретного проекта и задачи. Когда ты знаешь, что один не справишься – тебе в любом случае надо будет с кем-то это делать. Мне нравится работать в команде с друзьями. Например, на песчаных, ледяных проектах обычно работаем в тандеме, чаще всего по 2 человека. И если ты один раз выбрал правильно себе этот тандем или он совпал, то все, значит на века. Чаще всего муж с женой работают, у нас очень много таких примеров, либо братья. Самое интересное, что в тандеме обычно кто-то неформально лидер, а кто-то больше слушается – тогда это хорошо. Когда оба лидера – это да… У нас стамески летали друг в друга! Помнится, в Германии один из участников просто раньше уехал. Они не смогли закончить проект, просто не смогли вместе работать. В Швейцарии, как говорил ранее, мы работали вместе с моим хорошим другом. Много пересекались, много общих интересов, но вместе ни разу до этого не работали. И вот это просто идеально было, потому что мы молчали. Мы не разговаривали! То есть мы приходим в цех, начинаем варить арматуру и час-два нас не слышно. Может перейдем: я к его фигуре, он к моей – пара замечаний, потому что замыливается глаз, не видишь то, что другой видит. Так же с монтажом – не было никаких противоречий, идеальная работа. Потому что мы понимали друг друга, как надо делать, видели одинаково эту композицию. В общем, спокойно, без напряга все сделали. Может быть, еще поэтому этот проект мне очень запомнился и понравился. А так да, в команде работать надо уметь.

Ледяные скульптуры Константина Евдокимова

Как вы оцениваете современный мир именно как художник? Вы считаете, повезло ли Вам именно в наше время родиться?

Да конечно повезло! Любое время оно прекрасно. Просто каждое по-своему. В начале ХХ века было прекрасное время. Когда была такая разруха и ужас, появились все авангардные движения, благодаря чему мы имеем сейчас то, что имеем, то есть все современное искусство. Если бы его не было, непонятно что было бы сейчас. С другой стороны, когда мы говорим, что нам чего-то не хватает, «были бы у меня условия, ух, я бы натворил!» - тоже не факт. Как это бывает: помести человека или любое существо в идеальные условия, и он перестает вообще что-либо делать. У него пропадает вообще всякое желание что-то создавать, креативить. Опять же, Роден был придворным скульптором, но прекрасные вещи делал, шедевры на века. Поэтому надо какой-то баланс иметь всегда. Все очень диалектично.

Конкурс ледяных скульптур во Франции 202017 января в Валуаре (Франция) завершился 29-й Международный конкурс ледяных скульптур. Каждый январь лучшие мировые мастера ледяной скульптуры съезжаются сюда, чтобы представить свои необычные творения. Константин Евдокимов завоевал «серебро» со своей скульптурой «Dripping Snow». Поздравляем Константина с призовым местом, желаем успехов, достижения целей, вдохновения и покорения новых вершин в творчестве! 

Фото и видеоматериалы взяты из социальных сетей Константина Евдокимова. Интервью провела Елена Киселева, Служба маркетинга дистрибьютора STIHL в Екатеринбурге. 

Смотрите также

закрыть
Вход для дилеров
Пользователь не найден
еще раз
напомнить пароль